Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Музыкант и человек Леонид Гофман

Главная / Музыкант и человек Леонид Гофман

Накануне, в рамках цикла бесед с интересными людьми, которые будут выступать, в «Клубе друзей библиотеки», мы поговорили с композитором о нем самом и о том, что ждет зрителей АМФИТЕАТРА в мае… Дорогой Леонид Давидович, несколько предложений о себе. Где учились, где родились, несколько слов о вашей профессии?
Родился в Москве 22 июня (но уже после окончания войны) в 1945 году. Учился в музыкальной школе им. Дунаевского, потом музыкальное училище им. Ипполитова- Иванова, как скрипач. В училище стал посещать композиторский класс, который дал мне многое. А именно: что так называемый класс «свободной композиции» — это попросту профанация – «дом культуры»… На моё счастье я узнал, что в Москве проживает ученик великих композиторов Альбана Берга и Антона Веберна. И я пошёл учиться к прекрасному музыкнту — Филиппу Моисеевичу Гершковичу. Я проучился у него 6 лет и потом, чтобы не пойти в армию, уехал в Ереван, где и закончил консерваторю. (Должен оговориться, что я не пацифист и понимаю всю важность армии. Родину нужно защищать. Это нормальное мужское дело. Другое дело, какая армия, что она делает, в каком она состоянии? Забросить музыку, терять 3 года на глупости мне было жалко…)
Я благодарю судьбу, что посетил Армению. Я полюбил этих людей, я полюбил эту страну с её историей, её болью, её языком и талантом — единственную страну, где принадлежность к еврейству не является недостатком, а слово еврей произносят с уважением и пониманием.
Бернар Маламуд сказал: «Если еврей забудет, что он еврей, то гой обязательно напомнит ему об этом». То есть, нет еврея, который не стал бы жертвой антисемита. Можете ли Вы сказать это о себе? Был ли это «частный», бытовой или государственный антисемитизм?
Конечно всё это было… и во всех видах. Но жертвой я себя не чувствовал. Когда преподавательница по марксизму-ленинизму возжелала не допустить меня до госэкзаменов, восстали все педогоги. Тогда в Ипполитовке работали великолепные музыканты — С. Безродный, В. Берлинский, Э. Талалян… Всех не буду перечислять. Они заявили директору, что Гофман вначале будет сдавать госы, а потом пусть сдаёт марксизм-ленинизм. (Практически это означало, что после пятёрок по спецпредметам, я уже могу ничего не сдавать.) В общем… пуримшпиль.
Можно ли сегодня говорить о национальном (в частности, еврейском) начале в музыке, ушедшей от лада и мелодии?
Это смотря о чём мы говорим. Если о фольклоре, то конечно — да. Но помимо фольклора есть музыка, как искусство. Возмём для примера классику — Бах, Моцарт, Бетховен. Здесь композиция строится по своим Б-жественым или природным (наднациональным) законам. Это как законы физики или библейские заповеди, которые носят всеобщий характер.
Считаете ли Вы, что этническое происхождение художника неизбежно отражается в его творчестве? Находите ли Вы нечто еврейское в стихах Пастернака, танце Плисецкой, картинах Левитана, музыке Мендельсона?
Вы назвали художников, работавших именно в нефольклорном жанре. Поэзия Пастернака — европейское искусство, также как танец Плисецкой, как полотны Левитана и музыка Мендельсона-Бартольди. Кроме того, что эти художники обладают могучим еврейским темпераментом и теплотой, мне сказать нечего. Являются ли эти черты характерным свойством евреев? Думаю, да. Но на вопрос «являются ли они отличительным свойством» отвечаю нет? Эти качества присуще любому творческому человеку.
Мы не музыкальная организация, и имеем дело с музыкой, понятной широкому кругу слушателей. Как Вы относитесь к проблеме доступности музыки и искусства вообще? Стремитесь ли к этому сами? Считаете ли, что некоторые из Ваших коллег в погоне за доступностью и популярностью идут против собственной творческой природы?
Я не знаю существует и, – если да, то для кого, – проблема доступности. Существует ли подобная проблема в науке? Понятно, что художник хочет быть выразительным, то есть, он хочет что-то выразить. Выражается он так, чтобы быть понятым. Великий Мандельштам говорил, что он «пишет для собеседника». Значит не для всех, а лишь для тех, кто мог бы полноценно участвовать в разговоре с ним. Для того, кто мог бы его понимать. Где, в каком времени и поространстве он расположил своего собеседника, мы точно сказать не можем. Но это для него было несущественным.
Я хочу, чтобы меня понимали, но ни от кого не требую этого…
Нет, я считаю, что все пишут по своей природе. Против природы невоможно. Особенно сейчас, когда нет заказа в лице «партии и правительства». Сегодня для каждого пипл — это он сам. Каждому композитору свой собеседник, подстать ему самому.
Что ждет зрителей на вашем вечере в МЕОЦе?
– Поговорим, послушаем…
Большое спасибо, Леонид Давидович. Ждем Вас в МЕОЦе. От себя добавлю, что в МЕОЦе, композитор ЛЕОНИД ГОФМАН расскажет нашим гостям о себе, ответит на их вопросы, мы послушаем его музыку.. Уверена, будет очень интересно! Приглашаю всех. Также, приглашаю всех на вечер жены Леонида, блистательной художницы, Светланы Гофман. Он состоится после вечера композитора ( следите за рекламой на сайте МЕОЦа) и проведет его директор картинной галереи – Юлия Королькова. Сочинения композитора можно посмотреть и послушать по этим ссылкам Ссылка №1 
 Ссылка №2
Яна Любарская

Оставить комментарий

Медиа

Александр Борода - "Вера это главное чудо!"

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11